Среда, 08-05-2024, 00.16
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по новостям
Главная страница | Регистрация | Вход
Форма входа

Меню сайта

Календарь новостей
«  Январь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Друзья сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Отлично
2. Хорошо
3. Нормально
4. Ужасно
5. Плохо
Всего ответов: 54

Статистика

Начало » 2010 » Январь » 6 » ГЫЙБЕТ (Заглазное осуждение; Хула)
ГЫЙБЕТ (Заглазное осуждение; Хула)
ГЫЙБЕТ (Заглазное осуждение; Хула)
Отрывок из книги "Мухтасар ИЛЬМИХАЛ" Мухаммад Йусуф аль-Кок-Кози. Гыйбет - это когда кто-либо говорит другому лицу о недостатках отсутствующего мусульманина или других людей с целью высмеять или обвинить его. Гыйбет в Исламе запрещён - Харам. Если человек, о котором говорят, не знаком собеседнику, то это не Гыйбет. Заглазное обсуждение недостатков фигуры человека, его родословной, кругозора, а так же обсуждение недостатков его одежды, имущества, недостатков животных, принадлежащих этому человеку, - всё это является Гыйбет. Человек будет огорчён, если узнает, что был предметом обсуждения его недостатков. Говорить иносказательно, или делать знаки глазами, пальцем, поворотом головы и т. п., сообщать о недостатках письменно - всё это равносильно осуждению вслух. Если кто-либо из религиозных "шейхов" услышав заглазное осуждение кого-либо, скажет: "Слава Аллаху, мы не такие", или "Хвала Аллаху! Аллах не лишил нас стыда", то это есть самый греховный, самый наихудший Гыйбет. Так же будет считаться Хулой, если кто-нибудь скажет: "такой-то человек был очень хорош, если бы не… то-то и то-то".
В священном Коране есть прямое предостережение: "О те, которые уверовали! Берегитесь многих мыслей! Ведь некоторые мысли грех; и не выслеживайте, и пусть одни из вас не поносят за глаза других. Разве пожелает кто-нибудь из вас есть мясо своего брата, когда он умер? Вы ведь почувствовали отвращение. Бойтесь же Аллаха, - Аллах - обращающийся, милостивый!"- (49 : 12, перев. Крачковского).
Совершать Гыйбет, значит - огорчать человека. Как видно из Корана, тот кто заглазно осуждает, - всё равно, что ест мясо мёртвого человека. Сказано в хадисе: "В Судный День будет открыта книга благостей человека за его поклонения. Человек заглянет в неё и воскликнет в ужасе: "В той жизни я прилагал много усилий, совершая такие-то и такие-то поклонения, но их здесь нет"?!? Ему ответят, что исчезнувшие благости за его продолжительные усилия, были переписаны в книги тех, которых он осуждал заглазно (совершал Гыйбет)".
В другом хадисе: "В Судный День откроется книга благостей человека и он увидет, что ему записаны благости за деяния, которые он не совершал. Ему скажут, что сюда переписаны благости тех, кто его заглазно осуждал".
Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал: "Как-то мы сидели вместе с Посланником, да благословит его Аллах и приветствует. Один из сидящих вдруг встал и вышел. Кто-то сказал, что он ушёл обеспокоенный. Пророк (меиб), нам тут же сделал замечание:"Вы сделали Гыйбет своего товариша, ели его мясо".
Айша, да будет доволен ею Аллах, передала: "В присутствии Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, я сказала про одну женщину, что слишком уж высока она ростом. "Вынь изо рта!" воскликнул он. (К своему ужасу) Я выплюнула кусок мяса". Аллах субхана ва тааля Волен и в Силах в качестве назидания показать образ в материи. Гыйбет - это когда мусульманин или не мусульманин огорчился бы, если бы услышал, как заглазно обсуждают его недостатки.
Аллаху Тааля передал Моисею (Мусе), мир ему: "Совершивший Гыйбет и покаявшийся, войдёт в Рай самым последним. Совершивший Гыйбет и не покаявшийся, войдёт в Ад самым первым".
Как то Ибрахим бин Эдхем, да будет милостив к нему Аллах субхана ва тааля, был приглашён на ужин. За столом отсутствовал один из приглашённых, про которого кто-то сказал, что он - тяжёлый человек. Ибрахим бин Эдхем тут же встал, и сказав, что совершили Гыйбет, ушёл.
В хадисе сказано: "Если заглазно осуждается какой-либо недостаток отсутствующего человека, который у того действительно есть, то это будет Гыйбет. Если нет, то это бюхтан, то есть ифтира (напраслина; клевета)".
Заглазное осуждение (обсуждение) человека к примеру о том, что он не читает ежедневные молитвы, или пьянствует, или не чист на руку, или что он сплетник; или обсуждение его телесных недостатков: к примеру, говорить что он глухой, косой, хромой, - всё это является Гыйбет. Если это будет сказано с сожалением, или с целью похвалить его (например: "хоть и хромой, а в мечеть ходит чаще других; хоть и не слышит Азана, не видит часов, а молитву читает вовремя), то не будет Гыйбет. Всё зависит от искренности намерений говорящего.
Например, сказать, что в этой деревне полно пьяниц, атеистов, коммунистов - не будет Гыйбет, так как не было упомянуто чьё-либо имя.
Если человек не пропускает свои молитвы, постится, но в то же время притесняет других, преследует, отбирает их имущество, сплетничает, клевещет, заглазно осуждает окружающих, то предупреждение других о таком человеке не будет Гыйбет. Так как выявление и осуждение преступников, совершающих тяжкий грех открыто, без стеснения, не является грехом, а стало быть не только не Гыйбет, но и прямая ваша обязанность. Ведь истинная ваша цель - предупредить окружающих и предотвратить преступление. Не будет никаким грехом, если человек сообщит правоохранительным органам о предстоящем преступлении.
Можно сообщить отцу молодого человека или подростка о том, что он совершает недозволенное - Харам. Но только в том случае, если есть уверенность, что отец захочет и сможет удержать от повторных грехов сына или дочь, или других членов семьи. Если такой уверенности нет, то лучше этого не делать, так как это путь к возникновению вражды.
Сказано, что в шести случаях заглазное обсуждение инша-ал-Лаху не будет Гыйбет: 1) Говорить о недостатке человека с сожалением и с целью помочь избавиться от этого недостатка; 2) Когда вынужден сказать, при необходимости получения фетвы (разрешения вопроса по шариату); 3) Предупредить окружающих о преступных намерениях кого-либо; 4) Назвать человека по прозвищу, если это прозвище стало его именем, для того чтобы пояснить о ком идёт речь; 5) Сообщать о человеке, который грешит открыто, без всяких стеснений. Или о человеке, который упорно распространяет недозволенные новшества (бидъа) в Исламе. (Говорить о том же самом в скандальной форме, с возмущением и открытым обвинением, - будет Гыйбет); 6) Предупреждать покупателя о недостатках товара товара не будет Гыйбет по отношению к продавцу. Не будет считаться Гыйбет и предупреждение жениха о недостатках его будущей жены, так как это относится к разряду наставлений.
Если кто-либо грешит открыто, то можно говорить лишь об этих его недостатках. Если же говорить о других недостатках этого человека, то будет Гыйбет. В хадисе сказано: "Говорить о человеке, снявшем с себя джильбаб стыдливости - не будет Гыйбет". Джильбаб, - это большая женская накидка. В хадисе и говорится, что люди, совершающие грех открыто, потеряли всякий стыд. Имам Газали (450-505/1058-1111) и другие учёные, да будет милостив к ним Аллах субхана ва тааля, пишут, что при обсуждении людей, грешащих открыто, вовсе необязательно при этом их обвинять. Учёные говорят так не с целью защиты потерявших стыд людей, а с целью предупреждения других о возможной опасности Гыйбета.
Есть много причин, которые толкают человека к Гыйбету: враждебное отношение к этому человеку; зависть; желание поддержать мнение присутствующих; обвинение человека не популярного; желание показать остальным, что у него-то мол таких слабостей нет; желание показать своё превосходство над обсуждаемым человеком; желание рассмешить присутствующих; желание "пошутить"; надсмехаться; высказывание удивления, огорчения и сожаления о неожиданных неприглядных сторонах человека; неодобрения таких поступков...
Гыйбет является причиной тому, что грехи обсуждаемого человека переписываются в "Книгу" говорящего о нём. И наоборот, благости Аллаха Тааля, вписанные в "Книгу" говорящего, переписываются в "Книгу" обсуждаемого человека. (Представьте себе какой вы делаете большой подарок человеку, которого только что заглазно осудили. Не зря один из самых талантливых учеников Имама Аъзама Абу Ханифа (80-150/699-767) - Абдуллах б. Мубарак аль-Марвази (118-181/736-797) говорил: "Если бы я заглазно кого-либо осуждал, то делал бы это по отношению к своим родителям. Так как было бы справедливее отдать благости, данные мне Аллахом Тааля, именно своим родителям").
Гыйбет бывает трёх видов: 1) Когда человек, осуждающий кого-либо, говорит: "Я не делал Гыйбет, а сказал, то что есть". Это не что иное, как Кюфр - неверие в ясное сообщение Священного Корана, где сказано: "Поистине, те, которые не уверовали, - всё равно им, увещевал ты их или не увещевал, - они не веруют. Наложил печать Аллах на сердца их и на слух, а на взоры их - завеса. Для них великое наказание". (2 : 6, 7). 2) Второй вид Гыйбета, - сообщение человеку о том, что его заглазно осуждали. Это большой грех, и одного покаяния после совершения такого греха мало. Необходимо добиваться чтобы этот человек лично простил этого "вестника". 3) Третий вид Гыйбета, - это когда человек, которого осудили заглазно, не узнал об этом. В этом случае необходимо принести покаяние, и после покаянной молитвы просить Аллаха субхана ва таля дать благостей этому человеку.
Если при вас стали делать Гыйбет, то вы тут же должны остановить собеседника и предупредить об опасности. Сказано в хадисе: "Если кто-либо поможет своему брату по вере, когда тот об этом не подозревает, то Аллаху Тааля поможет такому человеку и в этом и в загробном мире".
Ещё сказано в хадисе: "Если кто-либо при совершении Гыйбета (заглазного осуждения) брата по вере не помог ему в меру своих сил, то ему будет достаточно грехов и в этом мире и в загробном".
Ещё сказано: "Если кто-либо в этом мире защитит честь брата по вере, то Аллаху Тааля спасёт его от Ада, послав ему в помощники своего ангела". И ещё: "Если кто-либо защитит своего брата по вере в вопросах чести, то Аллаху Тааля защитит его от мучений Ада".
Если человек, при котором происходит Гыйбет, не остановит собеседника словом или хотя бы сердцем, то станет соучастником этого греха. Если имеется возможность, то надо сразу остановить любителя заглазного осуждения, если такой возможности нет, надо тут же встать и уйти. Непростительно в таких случаях выражать своё недовольство покачиванием головы, делать знаки глазами или рукой. Нет! Надо сказать вслух: "Замолчи".
Искуплением заглазного осуждения является, как уже было отмечено выше, не только сожаление и покаяние о содеянном, но и необходимо получить прощение человека, о котором говорилось. Просить прощения у человека, предварительно не покаявшись, - не что иное, как лицемерие. А это уже дополнительный грех.
Имам Ибн-и Абидин (1198-1252/1784-1836; Дамаск) в своей книге "Редд-уль-Мухтар аля-д-Дурр-уль-Мухтар" пишет, что таким же грехом является заглазное осуждение умерших, а также соотечественников из числа неверных - кафиров. (Из книги "İslam Ahlaki", Muhammad Hadimi, İstanbul - 1993.
М. Кок-Коз. Санкт Петербург - май, 2000 г. Аль-хамду лиль-Лаху!
Просмотров: 858 | Добавил: BOSS
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2006